[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 8
  • 9
  • »
Форум » Авиамодели от ПМ-лаб » PML-1004 "Колибри" » Радиоуправляемая версия PML-1004R E/D "КОЛИБРИ" (обзор, описание и пр)
Радиоуправляемая версия PML-1004R E/D "КОЛИБРИ"
struna68Дата: Вторник, 09.05.2017, 15:05 | Сообщение # 16
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Репутация: 10
Статус: Offline
Подготовил оснастку для изменения сечения лонжеронов, передней кромки и срезания "на ус" задней кромки. К куску ламината приклеил циакрином сосновые рейки нужного сечения, дальше ножом и наждачным бруском рейки (аккуратно и не спеша)довел до нужных размеров.

Получилось неплохо. Примеряя заднюю кромку к нервюрам заметил, что хорда концевых нервюр длиннее на 3 мм, подрежу при дальнейшей сборке.



Подыскал стапель для сборки крыла - плоскую доску, в которую можно было бы воткнуть всякие кнопки-булавки для фиксации деталей. В ближайшем хозмаге купил сосновый мебельный щит 1000х300. Как стапель сосна так себе, это дерево сильно ведёт при изменении влажности. Моя доска, будучи распакована и полежав сутки при комнатной влажности, выгнулась дугой в поперечном направлении (2 мм на 300мм ширины). Хорошо, что крыло Колибри узкое, удалось найти плоский участок на моём "стапеле". Ps погуглил вопрос, доски из липы - самое то, но в Москве достать такую, да еще ровную, да еще с лазерной разметкой сантиметровой "сетки", думаю, проблематично. А для моделистов, думаю, такие доски были бы нужны....
Короче, распечатал на принтере и наклеил по периметру доски бумажные линейки, заклеил остальное поле доски малярным скотчем и на него перенес линии расположения нервюр и лонжеронов крыла. При этом пришлось ориентироваться на вырезы в задней кромке и заднем лонжероне, поскольку прилагаемый чертеж в этом плане не информативен абсолютно. Ни одного размера или хотя бы масштабной сетки на нем нет.


Для обеспечения прилегания задней кромки к стапелю (она ведь приподнята на 2 мм, налепил с десяток слоёв узких полос малярного скотча друг на друга к стапелю под задней кромкой. То же, только пару слоев - следал и под задним лонжероном.
Крыло решил собирать "от центроплана". При подгонке корневых нервюр к площадке центроплана выяснилась необходимость выборки пазов под лонжероны глубиной около 1 мм (обведены красным).


Вот что получилось


Место стыка половинок заднего лонжерона дополнительно усилил 1 мм фанерной накладочкой (она на фото прижата черным зажимом)

Пока сохнет центроплан, взялся за фюзеляж. Примерил нижние стрингеры и выяснилось, что аккумулятор на своё место пролезает с большим трудом, мешают провода по бокам (обведено красным). Приходится разжимать стрингеры при загрузке аккумулятора, что не есть хорошо.


Чтоб хоть как - то улучшить ситуацию, решил ширину нижних стрингеров уменьшить с 5 мм до 4 мм и проложить между шпангоутами и стрингерами 1 мм - фанерные прокладочки (указаны стрелками). Таким образом ширина окна под загрузку аккумулятора увеличилась на 2 мм. + стрингеры 4-мм ширины стало проще гнуть по обводам аккумуляторной площадки (гнул, смачивая бальзу ацетоном). Намазал детали клеем и стянул резинками.


Резюме. Фюзеляж Колибри, видимо, надо делать шире, хотя бы миллиметров на 5, чтобы не ковыряться при установке аккумуляторов.

Напросился вот такой вариант решения нижней части фюзеляжа, при этом исключается необходимость гнутья стрингеров и исчезает изрезанность среднего шпангоута в его нижней части, с чем возрастает прочность узла крепления шасси (слева - было, справа - стало)



Прикрепления: 1236677.jpg (377.2 Kb) · 9165342.jpg (348.7 Kb) · 2090862.jpg (387.0 Kb) · 1149565.jpg (288.3 Kb) · 9031180.jpg (335.3 Kb) · 1618043.jpg (371.7 Kb) · 2375740.jpg (446.6 Kb) · 7228424.jpg (104.7 Kb)


"Делай хорошо. Плохо - само получится"
С уважением, Черёмухин Алексей
 
struna68Дата: Пятница, 12.05.2017, 10:23 | Сообщение # 17
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Репутация: 10
Статус: Offline
Фюзеляж и крыло на сегодня выглядят следующим образом



Попробовал совместить эти две "сборочные единицы" и вот что получилось.

Для крепления крыла на верхнюю площадку фюзеляжа предполагается приклеивание двух накладок - задней и передней.



После чего сверху кладется крыло, площадка центроплана крыла ложится на накладки, далее всё скручивается винтами. Вроде бы всё просто, и понятно. Но при тестовой попытке установки крыла выяснилось следующее (см. чертеж ниже)

В районе задней кромки. В исходном состоянии плоскость центроплана прижать к плоскости задней накладки невозможно - мешает задняя кромка крыла. Чтобы это сделать, требуется почти на половину сечения срезать заднюю кромку (показано красной штриховкой)

В районе передней кромки. В исходном состоянии плоскость центроплана прижать к плоскости передней накладки также невозможно. Требуется сделать вырезы снизу в передней кромке и, возможно, в лонжеронах. Но даже если это сделать, опустить переднюю часть крыла на накладку не получится - нижние поверхности корневых нервюр упрутся в площадку фюзеляжа, т.к., как выяснилось, расстояние между корневыми нервюрами меньше ширины фюзеляжа. Немного, всего на 1,5 - 2 мм, но этого оказалось достаточно, чтобы между передней накладкой и центропланом образовался зазор (см. чертеж).

Решения напрашиваются следующие:
1. Делать вырезы в силовом наборе крыла в районе центроплана я не буду категорически. Равно как и уменьшать ширину фюзеляжа, это слишком большая возня.
2. Придется отрезать мешающие части накладок (см. ниже), заштриховано красным)



3. И увеличить толщину передней накладки, так, чтобы убрать зазор. При этом изменится запроектированный угол установки крыла, так что заднюю накладку также придется делать толще.

Ps если бы я приклеил эти накладки в рекомендованном инструкцией порядке (рис 26), до сборки крыла, пришлось бы резать их по - живому, в уже собранной конструкции.
Прикрепления: 1824205.jpg (425.7 Kb) · 7285944.jpg (399.7 Kb) · 5114702.jpg (138.4 Kb) · 3797920.jpg (401.5 Kb)


"Делай хорошо. Плохо - само получится"
С уважением, Черёмухин Алексей


Сообщение отредактировал struna68 - Пятница, 12.05.2017, 10:37
 
pmlДата: Пятница, 12.05.2017, 14:33 | Сообщение # 18
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 671
Репутация: 1
Статус: Offline
Алексей, спасибо.. все замечания учтем, и реализуем в последующих наборах... А по поводу касания реек, их надо просто подточить так, чтобы крыло нижней поверхностью площадки центроплана лежало на верхней площадке фюзеляжа...
 
struna68Дата: Пятница, 12.05.2017, 22:11 | Сообщение # 19
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Репутация: 10
Статус: Offline

Цитата
А по поводу касания реек, их надо просто подточить так, чтобы крыло нижней
поверхностью площадки центроплана лежало на верхней площадке фюзеляжа...
Так я ж и говорю, что:
1. Вырезы в силовом наборе (рейках) в районе центроплана - плохая идея с точки зрения прочности самолёта в целом. Набор ориентирован, в том числе, на начинающих моделистов, такие приёмы им ни к чему....
2. Даже если вырезать рейки (подточить) - это ничего не даст. Расстояние между корневыми нервюрами меньше ширины фюзеляжа. Крыло ляжет нервюрами на площадку, а площадка центроплана так и останется висеть в воздухе.

В любом случае, необходимость делать вырезы, подтачивать что -то или наращивать - надо отражать в инструкции. Иначе склеят как есть, сдавят винтами бальзу при монтаже крыла, ну а
результат непредсказуем.

Лучше всего, думаю, что узел центроплана вполне можно слегка доработать. Даже снизить вес за счет удаления материала накладок при увеличении их толщины.

Слегка продвинулся по подготовке к сборке хвостовой части фюзеляжа. В инструкции на рис.22 указана ширина выреза под хвостовую вставку - 4 мм. Сама хвостовая вставка в наборе имеет толщину 6 мм. В инструкции нет ничего про доработку хвостовой вставки. Какой размер правильный?

Прикрепления: 6814160.jpg (350.0 Kb)


"Делай хорошо. Плохо - само получится"
С уважением, Черёмухин Алексей
 
pmlДата: Суббота, 13.05.2017, 12:53 | Сообщение # 20
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 671
Репутация: 1
Статус: Offline
Хвостовая вставка должна быть такой-же толщины, что и киль с рулем направления... а именно 4 мм.. Если у вас вдруг лежит деталь из 6 мм, мы ее заменим абсолютно бесплатно..

По накладкам понял, проверим.. если надо заменим материал на другой толщины и поправим инструкцию.. Спасибо за внимательность...

Александр Макаров
 
struna68Дата: Суббота, 13.05.2017, 23:03 | Сообщение # 21
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Репутация: 10
Статус: Offline

Цитата
Хвостовая вставка должна быть такой-же толщины, что и киль с рулем направления... а именно 4 мм..

Александр, спасибо. Шлифану вставку до совпадения толщины с килем, тут вообще нет проблем. Единственно, заготовки киля с рулем направления имеют толщину 5 мм, а не 4. Шлифовать эти заготовки до 4 мм не буду, показалось что прочность деталей уменьшится.


"Делай хорошо. Плохо - само получится"
С уважением, Черёмухин Алексей
 
pmlДата: Воскресенье, 14.05.2017, 10:20 | Сообщение # 22
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 671
Репутация: 1
Статус: Offline
Да, все правильно...  А мы проверим, почему "гуляет" толщина деталей в наборе... Это не критично, но проверим )))
 
struna68Дата: Воскресенье, 14.05.2017, 19:21 | Сообщение # 23
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Репутация: 10
Статус: Offline
Постепенно двигаюсь сборкой к хвосту фюзеляжа. Размышлял, каким образом совместить и закрепить носовую часть, стрингеры и шпангоуты так, чтобы ничего не висело в воздухе, внимательно посмотрел и увидел, что площадка под крыло и верхние стрингеры параллельны друг другу. Решил это использовать. Правда, стрингеры слегка приподняты над площадкой из - за выступа на шпангоуте №5 (1 мм, см фото, указаны стрелкой)

 
Разместил верхние стрингеры на стапеле. На стрингеры кверх ногами положил собранную часть фюзеляжа. Выступ (выделен кружком) скомпенсировал прокладкой из 1 мм фанеры (показана жирной стрелкой). Прикрутил фюзеляж к стапелю шурупами через крепежные отверстия крыла (показаны тонкими стрелками).


И - хвостовая часть фюзеляжа прекрасно и ровно собралась.



Нижние стрингеры изгибаются, поэтому их намочил кипятком (кроме точек склейки с шпангоутами), чтобы меньше напрягали каркас.

Таким образом, в дальнейшем, в перевернутом положении на стапеле, к фюзеляжу удастся точно и без перекосов приклеить хвостовую вставку. Ломал голову, как это сделать, а инструкция ответа на этот вопрос не дает.

Прикрепления: 8385072.jpg (297.3 Kb) · 7904337.jpg (283.8 Kb) · 2051634.jpg (395.4 Kb)


"Делай хорошо. Плохо - само получится"
С уважением, Черёмухин Алексей
 
struna68Дата: Понедельник, 15.05.2017, 21:45 | Сообщение # 24
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Репутация: 10
Статус: Offline
Шлифанул хвостовую вставку до 5 мм, аналогично толщине киля.
Для формирования косого среза на стрингерах в хвостовой части, пришлось изготовить приспособу - шкуровку. Алюминиевый уголок с наклеенной мелкой шкуркой. Оказалось удобно, результат на фото. PS важно. стрингеры шкурил, не снимая фюзеляж со стапеля после предыдущей операции. Так получается гораздо точнее.

Прикрепления: 1160310.jpg (328.1 Kb)


"Делай хорошо. Плохо - само получится"
С уважением, Черёмухин Алексей


Сообщение отредактировал struna68 - Понедельник, 15.05.2017, 21:47
 
struna68Дата: Вторник, 16.05.2017, 10:02 | Сообщение # 25
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Репутация: 10
Статус: Offline
Вклеил хвостовую вставку. Пока сохнет, начал изучать конструкцию крыла в районе элеронов.

Обнаружил, что в нервюрах, расположенных по краям элеронов, нет пазов под полки, которые показаны синим на рис. 104 и 105 инструкции. Вместе с тем, согласно этим рисункам, указанные полки ложатся на нервюры внакладку. Если не прорезать паз, полка будет торчать из крыла. Кроме того, на укороченных нервюрах глубина пазов под полки оказалась недостаточной (около 0,5 мм вместо требуемых 1 мм), что также не очень хорошо. Доработал нервюры (обведено красным) и углубил пазы в укороченных (показано стрелками).

Прикрепления: 0484468.jpg (368.1 Kb)


"Делай хорошо. Плохо - само получится"
С уважением, Черёмухин Алексей


Сообщение отредактировал struna68 - Вторник, 16.05.2017, 10:03
 
pmlДата: Вторник, 16.05.2017, 11:44 | Сообщение # 26
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 671
Репутация: 1
Статус: Offline
Спасибо Алексей, конфигурацию этих деталей проверим...
 
struna68Дата: Среда, 17.05.2017, 08:41 | Сообщение # 27
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Репутация: 10
Статус: Offline
Снял фюзеляж со стапеля. Склеился на взгляд ровно, конструкция на изгиб - кручение крепкая зверски, можно даже подумать об уменьшении сечений деталей. Нижние стрингеры я бы однозначно сечением 4х4 вместо 5х5 сделал, их так проще гнуть и они меньше напрягают хвостовую часть (они у меня сейчас 5х4 сечением, для того, чтобы аккумулятор влез, см. выше).

Осталось подрезать торчащие части стрингеров (стрелками на фото) и шлифануть каркас в целом.



Еще, для упрощения сборки на стапеле я бы убрал выступ шпангоута номер 5 так. чтобы верхний стрингер лёг своей нижней плоскостью на площадку крыла, выбрав зазор до нуля. И изменил бы геометрию хвостовой части площадки, сделав пару "усиков" для увеличения площади контакта стрингера с площадкой, поскольку он вместе со средним стрингером составляет силовой "треугольник" фюзеляжа (см рисунок ниже)



Возникли серьёзные вопросы по размещению серв в фюзеляже. Сервы предполагается крепить на подрамниках, которые после обтяжки фюзеляжа станут полностью недоступны. Заменить серву РН или РВ, отрегулировать длину тяг или просто проверить работу системы управления в реализованном сейчас варианте после обтяжки невозможно. Вместе с тем, по моему опыту, именно плохая сборка системы управления и плохой контроль ее работы - это почти 100% ошибка у новичков (для которых, в общем - то, Колибри и предназначена), приводящая к крашам и другим неприятностям. Кроме того, если Колибри будет выпускаться в варианте не KIT а ARF (почти собранная и обтянутая), установить сервы и подсоединить тяги в таком варианте компоновки - невозможно в принципе.

Сервы в модели должны быть легко доступны, тяги легко подсоединяться - отсоединяться, работа кинематики должна визуально контролироваться.

В подавляющем большинстве моделей "тренеров" сервы крепятся на площадке в фюзеляже в отсеке под крылом. Сняв крыло, получаем полный доступ к сервам и тягам.
Наиболее подходящим местом для альтернативного крепления серв у Колибри является средняя площадка фюзеляжа, в зоне шпангоута номер 5, там в ней даже пара овальных отверстий прокручена, которые можно преобразовать в посадочные места для серв (фото ниже, обведено красным). При этом, видимо, сервы лучше ставить снизу, в положении "вверх ногами", так они будут гораздо доступнее, нежели крепить их сверху, просовывая сквозь сложно изрезанную площадку крыла вглубь фюзеляжа.



+ в таком варианте детали подрамников становятся не нужны, конструкция фюзеляжа и сборка упрощается. С позволения разработчиков попробую прокомпоновать сервы на площадке и посмотреть что из этого получится.

Кстати. В наборе не обнаружил тяги управления (или заготовки под них). Лежат 2 стальные велосипедные спицы диаметром 2 мм, для чего они нужны - не понял. Тяги для такой модельки достаточно сделать из проволоки 0.8 ... 1 мм (лучше 0,8 мм, это соответствует диаметру отверстий в большинстве качалок серв размера "микро" и с такой проволокой проще работать), и пропустить в пластиковые трубочки - боудены, которые, в свою очередь, крепятся к каркасу фюзеляжа.
Прикрепления: 4179620.jpg (454.4 Kb) · 8640948.jpg (68.1 Kb) · 1870243.jpg (306.6 Kb)


"Делай хорошо. Плохо - само получится"
С уважением, Черёмухин Алексей


Сообщение отредактировал struna68 - Среда, 17.05.2017, 08:56
 
pmlДата: Среда, 17.05.2017, 10:07 | Сообщение # 28
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 671
Репутация: 1
Статус: Offline
Добрый день Алексей...

Конечно, с моделью вы можете делать все что угодно... Как только у вас самолетик приобретет законченный вид, мы по нему и вашим замечаниям сделаем тотальную коррекцию набора.. Обычно из покупателей сложно вытянуть сколь нибудь ценные замечания и пожелания.. Обычно все ограничивается фразами что все хорошо и все понравилось.. а что именно редко когда уточняется...

Что касается доступа к сервам - практика показала что это достаточно надежные устройства, и если "горят" то очень редко. Доступ к ним можно получить прорезав окно в пленке, и после замены/регулировки аккуратно заклеить вырезанный сектор аналогичной пленкой. К сожалению вес и габариты R/C модели не позволяют "мостырить" к ней своего рода лючки (хотя в планах есть)... Мы вообще не хотели переделывать кордовую модель в радиоуправляемую.. Но уж больно был велик соблазн... В результате получили "тяжелый" вариант с плотной внутренней компоновкой. И видимо "просится" увеличенная в масштабе 1.2-1.3 Колибри под радио... Где будет достаточно свободного места под р/э компоненты и упростится конструкция сборки и применим более легкие материалы. Об этом думаем... И ваш вариант с переносом серв на площадку в фюзеляже под крылом весьма жизнеспособен. 

Теперь, что касается пластиковых трубочек - боуденов. Своих у нас пока нет, а класть в набор 2 готовые трубки за 500рэ как-то совесть не позволяет... Поэтому отдали вопрос на откуп покупателя (пока). Как недорогой вариант можно вместо них использовать тонкие прочные палочки из циновок, примотав тонкой ниткой к их концам наконечники сделанные из канцелярских скрепок (отлично подходит по диаметру отверстия в кабанчиках и качалках). Либо сделать их проволочными. В зависимости от того что есть под рукой. Спицы видимо попали к Вам в набор из кордового варианта...



Александр Макаров
Прикрепления: 8647235.jpg (115.8 Kb)
 
struna68Дата: Среда, 17.05.2017, 10:47 | Сообщение # 29
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Репутация: 10
Статус: Offline
Александр, добрый день! На самом деле сервы горят интенсивнее, чем это может показаться. Как правило, сервы - это первое изделие, на котором начинает экономить новичок, и приобретает на популярных интернет - ресурсах самый дешевый "клон клонов" из Поднебесной. С известным результатом. Потом, после первых "дров" и разбора полётов приходит понимание, что на сервах экономить нельзя.
Далее. У меня самого полно случаев, когда у сервы с пластиковым редуктором срезало зубья на шестеренках после грубых посадок или капотов. Или просто так, при рулении. В этом случае серва просто меняется в поле на запасную, и полёты продолжаются.

Далее, в процессе интенсивных полётов может тупо открутиться крепежный винт качалки (или крепежный шуруп сервы), с этим тоже сталкивались, особенно если модель летает круглый год, и зимой и летом, из - за температурных перепадов или "кривой" сборки.

Неоднократно корёжить из - за всего вышеперечисленного бортовую обшивку, особенно если на нее нанесена красивая надпись или аппликация - варварство ИМХО. + контроль за состоянием механики должен быть визуальным. Мало ли что, а получить потерявшей управление моделью в лоб никому не хочется.

В моем варианте установки серв люк напрашивается всего один - снизу, он одним махом закрывает и сервы и аккумуляторный отсек. При этом люк скорее всего будет бальзовый. Если отрезать от фюзеляжа тяжелые фанерные подрамники - модель даже станет легче.

По боуденам - 500 р за трубочку явный перебор. Навскидку в популярном московском магазине на Полежаевской такие трубки - по 160 р за метр, для Колибри нужно от силы 2х250 мм. + полметра проволоки 0,8...1 мм диаметром для тяг, и все будут довольны. При серийном производстве наверняка найдется стабильный и дешевый поставщик нужной фурнитуры. + боудены ИМХО предпочтительнее "классических" деревянных тяг, имея в виду их устойчивость при сжатии при том же , или даже меньшем весе, а также удобства и простоты в монтаже проводки управления. В ARF наборах боудены сплошь и рядом, "классические" деревянные тяги - найти можно с превеликим трудом.

Кроме того, если под трассы прохождения боуденов в хвостовых шпангоутах будут сформированы отверстия - будет вообще красота. Но для этого конструкцию надо тщательно прокомпоновать.

Насчет взлетной массы Колибри вопрос пока открытый, будет ясно после сборки. Компоновка Колибри на самом деле не такая плотная, учитывая размеры нынешних RC - компонентов. Под крылом, в кабине Колибри огромный пустой отсек, куда можно и пилота посадить, и пассажиров, и конфет нагрузить для выброски))) Единственно, ширина фюзеляжа "впритык", но это легко поправимо. Кстати, крыло у Колибри - несущее, поэтому будучи даже тяжелой, эта модель, я думаю, будет летать неплохо. Даже если будет плохо летать - я ее рассматриваю как испытательный полигон для развития своих навыков.

По большому счету, для "электрички" каркас можно смело делать тоньше, чем для кордовой "ДВС - ки", тут нет таких жестких вибраций.

Тренер типа "колибри" в увеличенном размахе - это очень хорошая идея, у меня есть соображения на этот счет, и я готов поделиться на эту тему.


"Делай хорошо. Плохо - само получится"
С уважением, Черёмухин Алексей


Сообщение отредактировал struna68 - Среда, 17.05.2017, 10:55
 
pmlДата: Среда, 17.05.2017, 11:25 | Сообщение # 30
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 671
Репутация: 1
Статус: Offline
С удовольствием выслушаем.. Пишите на почту... И для вас кстати есть отдельное задание )))
 
Форум » Авиамодели от ПМ-лаб » PML-1004 "Колибри" » Радиоуправляемая версия PML-1004R E/D "КОЛИБРИ" (обзор, описание и пр)
  • Страница 2 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 8
  • 9
  • »
Поиск: