[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Авиамодели от ПМ-лаб » PML-5005 "Тайфун" » PML-5005 "Тайфун" под электродвигатель (Обзор, описание сборки)
PML-5005 "Тайфун" под электродвигатель
struna68Дата: Среда, 21.06.2017, 09:05 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 74
Репутация: 4
Статус: Offline
Ну вот, я стал обладателем новинки  - радиоуправляемого моторного планера "Тайфун" в версии под электродвигатель.
Буду собирать потихоньку).

Судя по обзорным изображениям на сайте, планер выполнен по классической схеме моноплана с верхнерасположенным крылом, тянущим двигателем, классическим хвостовым оперением. Управление - по трём каналам (курс, тангаж, обороты двигателя). Управление по каналу крена (элероны) не предусмотрено, какой - либо другой механизации крыла - нет.

Отличительной особенностью Тайфуна является наличие шасси с основной передней стойкой и хвостовым колесом. Это не характерно для планеров в их классическом понимании, но может быть полезным, например, в случае, если применяется обычный (не складной) воздушный винт. Также, представляет особый интерес наличие в наборе пластиковых деталей (капот, фонарь, обтекатели шасси  - "тапки"), выполненных из пластика методом 3D - печати. 3D печать сейчас активно развивается, появились даже радиоуправляемые модели, напечатанные целиком. Но возможность реально "пощупать" такие изделия мне предоставилась впервые.

Набор приехал в серой коробке без каких- либо опознавательных знаков и этикеток.



Размеры коробки - 770х150х55 мм, вес - 1058 г.



Открытая коробка выглядит так)))



Содержимое набора следующее:
- Большой пакет с деталями, вырезанными лазером.
- Два пакета поменьше, с бальзовыми рейками. (замечу, что рейки, как и у Колибри, не струганые, а вырезанные лазером)
- Одна рейка 10Х10 мм, из сосны, струганая
- Пакет с пластиковыми деталями (капот, фонарь, "тапки")
- пакет с двумя забивными гайками
- алюминиевая пластина (видимо, для стойки шасси)
- чертеж.



Ничего больше (колёс, крепежа, петель и иной фурнитуры, элементов системы управления, плёнки для обтяжки) в наборе нет.

Должны быть эти детали в комплекте или нет - установить не представилось возможным, т.к. ни упаковочной ведомости, ни инструкции в коробке я не обнаружил.

Мне сообщили, что инструкция находится на финальной стадии и обещали прислать её. Поскольку собирать модель, не имея перед глазами инструкцию, затруднительно, я подожду её появления, а пока буду изучать имеющуюся комплектацию, насколько это возможно.

Пластиковые детали.

Действительно, напечатаны на 3D принтере. На вид хорошо выполнены, при этом 3D печать дает возможность получать детали очень сложной формы (ниже  - "внутренность" капота)



Есть , правда, несколько моментов.

1. Детали достаточно тяжелые. Например, "тапки" (каждый тапок выполнен из двух половин), их комплект весит 37 г.



Это один в один совпадает с комплектом стеклопластиковых тапок для одной моей "пилотажки".



С одним различием. Стеклопластиковые "тапки" в полтора раза крупнее




2. Поверхность напечатанных деталей не идеально гладкая, это связано с печатью "слоями". Насколько такие детали поддаются финишной обработке (шкуровке, окраске...), нужно ли это делать и что из этого получится- вопрос. Или, что называется "забить" и принять как есть.

3. Какова прочность таких деталей по сравнению с тем же стеклопластиком? Не расползется ли деталь при ударах на отдельные слои?

4. Чем клеить? Вроде бы все пластиковые детали крепятся к конструкции винтами, но тапки - состоят из двух половин, клеить таки надо))

Впрочем, что называется, по ходу пьесы посмотрим...
Прикрепления: 2054838.jpg(397Kb) · 3473968.jpg(424Kb) · 2858420.jpg(459Kb) · 4667489.jpg(462Kb) · 2328566.jpg(445Kb) · 4035048.jpg(448Kb) · 7323432.jpg(451Kb) · 8247568.jpg(417Kb) · 8968612.jpg(451Kb)


С уважением, Черёмухин Алексей

Сообщение отредактировал struna68 - Среда, 21.06.2017, 10:14
 
struna68Дата: Пятница, 23.06.2017, 09:04 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 74
Репутация: 4
Статус: Offline
Вскрыл большой пакет с деталями. Количество листов впечатляет - см фото, для сравнения рядом - линейка длиной 50 см. Сломанных деталей нет, листы все ровные, не изогнуты и не скручены"винтом", а это значит, что и детали тоже будут ровные. На большинстве деталей имеется буквенно - цифровая маркировка - отличное подспорье при сборке!





Суммарный вес этой "нарезки" - 458 г. Детали из "литников" не извлекал, но, думаю, их суммарный вес будет около 400 г. Позже уточню.

Прикрепления: 5636902.jpg(439Kb) · 3999946.jpg(413Kb) · 3799243.jpg(366Kb)


С уважением, Черёмухин Алексей
 
pmlДата: Среда, 12.07.2017, 08:27 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 253
Репутация: 0
Статус: Offline
Алексей.. с нетерпением ждем продолжения... crazy
 
struna68Дата: Среда, 19.07.2017, 23:47 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 74
Репутация: 4
Статус: Offline
Начинаю продолжать потихоньку. Некоторые производители КИТов для оценки сил сборщика рекомендуют сначала потренироваться "на кошках", в нашем случае, на хвостовом оперении. Дескать, собрал "хвост", значит, и весь остальной КИТ осилишь.


Смотрим фронт работ по хвосту Тайфуна.
Руль высоты - 26 деталей, которые предстоит (!!!) вырезать из реечек (за малым исключением), и которые должны точно сопрячься друг с другом под произвольными углами. Стабилизатор - 23 детали, которые также предстоит сделать самостоятельно (кроме центральных планок), углы сопряжения и точки сопряжения также внезапные. С килем - та же история. Можно будет только представить себе усилия моделиста, который сможет точно вырезать и притереть детали друг к другу в соответствии с чертежом. Для сравнения - хвост Колибри. 4 готовые (!!!) детали - киль, стабилизатор, руль высоты, руль направления. Надо только скруглить кромки и сточить плоскости "на ус". Это тоже работа не подарочек, одно неверное движение и бальзовая деталь треснула. Но всё же. Заготовки деталей хвоста в наборе Колибри - готовые, а это значит, что ошибок при сборке будет - минимум.

Честно говоря, я уже больше недели хожу вокруг хвоста Тайфуна, не понимая, что делать. Толи начать сборку "как есть", толи переделать по - своему. Если соберу хвост " как есть", и он получится, то я могу быть точно уверен, что вся остальная модель мне будет по силам. Вопрос - кому кроме меня это будет по силам? В инструкции по сборке Тайфуна , п. 3.2 и 3.3 говорится, что "...процедура не сложная...". Я считаю, что эта процедура реально сложная.
Итак, собираем "по паспорту", или как - то иначе?
Прикрепления: 6204658.jpg(178Kb)


С уважением, Черёмухин Алексей

Сообщение отредактировал struna68 - Четверг, 20.07.2017, 00:10
 
pmlДата: Четверг, 20.07.2017, 11:42 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 253
Репутация: 0
Статус: Offline
Алексей, поиздеваться не было намерений... Мы перепробовали кучу вариантов... Этот, сборный из реек, самый оптимальный. Все дело в том, что цельнорезанные детали хвостового оперения из за однонаправленности волокон бальсы мгновенно рассыпались от малейшего усилия... Поэтому склейка этих деталей из реечек делала конструкцию прочной в разы... Детали же из фанеры получались очень тяжелыми и была большая деформация в последующем (скручивание).

Поэтому пока только так.... Кстати в подобных забугорных наборах применена наборная сборка таких узлов и деталей.

По сборке тоже проблем нет. Собирайте деталь прямо на чертеже, фиксируйте рейку булавками, отрезайте бритвой по месту или острым канцелярским ножом (чтоб не смять рейку). Проливайте (хорошо) стык каплей клея, если приклеится к чертежу - ничего страшного, доп армирование углов бумагой... потом сошлифуется...
 
struna68Дата: Вторник, Вчера, 23:25 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 74
Репутация: 4
Статус: Offline
Согласен, цельнорезанные детали - плохо. Хотя они не мгновенно рассыпаются от малейшего усилия (Колибри ведь не рассыпается), лукавите))). Но всё равно это не есть очень хорошо.

Конечно, лучше делать наборные плоскости оперения, это не вызывает споров, вот передо мной висят несколько моделей с таким оперением, все летают и оперение крепкое. И не надо ничего делать из фанеры, всё делается из бальзы. Та же СУШКа 3 кг, стабилизатор состоит из 7 деталей по периметру, центральной вставки, одной нервюры и двух раскосов под 45 градусов к продольной оси с каждой стороны. Итого 14 деталей, у вас 23, пилотажка супротив планера - зачем такие сложности????

Есть разница - кинуть в набор реек с рекомендациями их вырезать по прилагаемой кальке, или дать вырезанные лазером кромки, законцовки и нервюры, которые, как пазлы, собираются в конструктив не зависимо от квалификации сборщика. Смотрите   http://manuals.hobbico.com/gpm/gpma0160-manual-v3.pdf листы 8,9,10, 11 - образующие детали уже вырезаны, стыкуются друг с другом шипами.
В нашем же случае всё нужно делать самому. Это к вопросу, как делают в забугорных китах.

"Проблем нет"....Поверьте, мне лично действительно не проблема отрезать рейки и отторцевать их, пролить циакрином и сошлифовать прилипшую бумагу.
Это мне объяснять не надо. И чертеж я ламинирую плёнкой для учебников, купленной в канцтоварах, так что ничего ни к чему не прилипает)).

Вопрос в технологии сборки. Взгляните на уникальность торцевания каждой детали хвостового оперения. Посмотрите, что некоторые раскосы внутри стабилизатора нужно одновременно притереть и к кромке и к соседнему раскосу - вы как себе это представляете?). В каком порядке нужно вести сборку, если следующий раскос по чертежу должен прилегать и к кромке и к соседнему раскосу??? В каком порядке нужно клеить раскосы и зачем такие сложности?

Сделайте хотя бы так, чтобы раскосы прилегали лишь к кромкам. Ну и совсем идеально - сделайте так, чтобы все раскосы можно было бы торцевать пачкой под одинаковым углом!!! А еще проще - сделайте вместо гармошки раскосов пару прямых нервюр и пару раскосов под 45 градусов. Этого будет достаточно, никуда хвостовое оперение планерка не денется.

Почему соединение половин руля высоты такое сложное? Там ведь бальза сплошная. Понимаю, если бы была запроектирована соединительная сосновая рейка, но ведь ее нет...

Короче. Я считаю, что конструкция хвостового оперения Тайфуна переусложнена. Раскосы гармошкой смотрятся красиво, но это абсолютно не технологично.
Множество деталей, которые предлагается вырезать моделисту самостоятельно, и сопрячь друг с другом, вызовут массу ошибок при сборке, + это дополнительный вес в хвосте.

КИТ должен быть прост в сборке. Максимум готовых деталей, минимум деталей для самостоятельного изготовления. Иначе мы приобретаем не КИТ, а набор реек и чертеж.

Посмотрите конструкцию моделей Precision Aerobatics. Тоже наборная конструкция "из реечек", но эти реечки соединяются дуг с другом шипами, которые вырезаны в них лазером. Т.е опять же "пазл", который обеспечивает точность сборки и одинаковость геометрии модели от экземпляра к экземпляру и очень мало зависит от квалификации сборщика.

Думаю. Ну и Вы тоже подумайте.

Ps в хвостовом оперении нет "мяса" под кабанчики.


С уважением, Черёмухин Алексей

Сообщение отредактировал struna68 - Вторник, 25.07.2017, 23:26
 
pmlДата: Среда, Сегодня, 10:29 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 253
Репутация: 0
Статус: Offline
Вы не поверите.. именно мгновенно.. представьте бальсовую рейку сечением 5х5м с расположением волокон поперек или под 45*...  Неосторожное движение, и она мгновенно ломается по волокнам... Теперь взгляните на детали вертикального оперения... Получится ли их вырезать из единого куска бальсы с продольным расположением волокон у всех элементов.. ?  cool

Мы постараемся максимуму детали доработать, хотя по правде говоря, приведенный вами пример из инструкции пайпера не совсем корректен... там конфигурация и размер деталей, мягко говоря, немного другие...  Ниже, пример сборки аналогичного по конструктиву киля...



Не знаю.. по мне так довольно простые детали... ))))





Вот фото собранного аналога... ссылка

И ничего, норм...

Повторюсь еще раз - конструкцию постараемся упростить...
Прикрепления: 7184292.jpg(86Kb) · 1379411.jpg(63Kb) · 9873448.jpg(434Kb)
 
struna68Дата: Среда, Сегодня, 22:45 | Сообщение # 8
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 74
Репутация: 4
Статус: Offline

Цитата
вырезать из единого куска бальсы с продольным расположением волокон у всех элементов.. ?
  Я ж и говорю, что вырезать детали из единого куска бальзы - плохо. Это не вызывает сомнений! Хотя небольшие по размеру детали типа хвоста Колибри вполне себе имеют право на жизнь! (кстати, Колибри готов к взлёту с таким хвостом)
Про Пайпера пример привел корректно. В качестве иллюстрации, что детали хвостового оперения уже вырезаны производителем и подлежат лишь сопряжению на плоскости чертежа и склеиванию.
В случае Тайфуна мы имеем лишь набор реек. + ЕЩЕ раз утверждаю, что хвост переусложнен и не технологичен. Красивая гармошка и не более того. Поддерживаю вашу инициативу, что конструкцию хвоста Тайфуна постараетесь упростить. Хотя бы углы звеньев гармошки сделайте одинаковыми, чтобы торцевать их можно было пачкой а не по одиночке.... И опять же, еще раз утверждаю, что ПАЗЛ, вырезанный лазером и однозначно собирающийся независимо от квалификации и набора инструментов конкретного моделиста , купившего набор, лучше набора реек и чертежа. В случае хвостового оперения Тайфуна - передняя и задняя кромки с пазами под раскосы и нервюры, с уже с заданными углами, и уже вырезанные раскосы и нервюры.



С уважением, Черёмухин Алексей
 
Форум » Авиамодели от ПМ-лаб » PML-5005 "Тайфун" » PML-5005 "Тайфун" под электродвигатель (Обзор, описание сборки)
Страница 1 из 11
Поиск: