PML-5005 "Тайфун" под электродвигатель
|
|
struna68 | Дата: Четверг, 31.08.2017, 17:25 | Сообщение # 31 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Усиленный стабилизатор стал внушать доверие. И мяса на задней кромке стало достаточно, чтобы ее срезать для обеспечения отклонения РВ.
Теперь - сборка РВ. РВ задуман составным, из двух половин. Соединяются половинки бальзовой реечкой по передней кромке, которая вклеивается в вырезы половин передних кромок. Это "не по фен - шую", обычно такие соединители делают из твердых пород дерева. Или из проволоки, сгибая ее буквой П. Из бальзы ее делать нет смысла. Но уж если все - таки передняя кромка задумана бальзовой, проще было бы ее сделать в виде целой рейки по всему размаху РВ (аналогично задней кромке стабилизатора), и не изощряться сложностями.
Я решил соединить половинки РВ "по фен - шую", отложил в сторонку бальзовый соединитель (пригодится), и вырезал новый такой же, но из сосновой рейки. Вклеил его в вырезы реек. Передняя кромка РВ в сборе сохнет.
"Делай хорошо. Плохо - само получится" С уважением, Черёмухин Алексей
Сообщение отредактировал struna68 - Четверг, 31.08.2017, 17:28 |
|
| |
pml | Дата: Пятница, 01.09.2017, 15:31 | Сообщение # 32 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 677
Статус: Offline
| Цитата struna68 ( ) ... половинки бальзовой реечкой по передней кромке ...
Цитата struna68 ( ) Это "не по фен - шую" Абсолютно верно... Ошибка комплектовщика.. реечка должна быть (и будет) из твердых сортов дерева...
|
|
| |
struna68 | Дата: Пятница, 01.09.2017, 18:52 | Сообщение # 33 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Цитата Ошибка комплектовщика.. Уточню. Эта рейка находилась в наборе не как отдельный объект, она была вырезана лазером из бальзовой пластины, вместе с другими деталями хвостового оперения. Вот эта пластина (рейка выделена красным).
Так что это не к комплектовщику, видимо вопрос, а к конструктору, который раскладку деталей на листах проектировал.
Поехали дальше. Собрал каркас РВ, склеил, сохнет на стапеле.
Вынул из "литников" детали фюзеляжа, собрал на сухую, изучил. Фюзеляж коробчатого сечения, из двух половин - передняя фанерная, задняя бальзовая. Основные детали - боковины и шпангоуты, стрингеров нет.
Сразу напряг узел стыка передней и задней половин. Соединение организовано практически встык, ни "усов" ни накладок нет.
И второе - слишком много сплошного материала. В боковинах ни одного окна облегчения. Подозреваю, что передней, фанерной частью фюзеляжа после сборки можно будет заколачивать гвозди! Но это же а) планер и б) электрический. Тут нет ДВС с их вибрациями и выхлопом, конструкция должна быть как можно легче и ажурнее. Иначе - таскаем по воздуху нехилый лишний вес с прогнозируемым ухудшением лётных характеристик. И ремонтировать сложно, нет окон, к клеевым швам изнутри не подобраться. Надо менять подход.
Ладно.
Вот как выглядит фюз Тайфуна в сравнении с прямым конкурентом в моём ангаре - популярнейшим планером "Multiplex Easy Glider". Те же габариты, сравнимый прогнозируемый взлётный вес.
Взвешивание: Фюз Easy Glider со всеми потрохами (готов к полёту), но без аккумулятора - 447г
Фюзеляж Тайфуна в нынешнем виде (как на фото выше) 195 г
(Пока) особых поводов для беспокойств нет, но, зная, как вес модели при сборке любит "улетать в космос" (с) , лишних "соплей" вешать не стоит.
Easy Glider - "Изик" имеет огромный налёт, его поведение в воздухе мне прекрасно известно, это надёжнейший и крайне дружелюбный аппарат. Так что база для сравнения у меня есть.
"Делай хорошо. Плохо - само получится" С уважением, Черёмухин Алексей
Сообщение отредактировал struna68 - Пятница, 01.09.2017, 18:55 |
|
| |
struna68 | Дата: Пятница, 01.09.2017, 22:02 | Сообщение # 34 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Изучал ветку "Предсерийный образец Тайфун".
Самая последняя фотка
Задался вопросом. КАК обтягивать центроплан? Если предсерийный образец в такой степени готовности (не фотошоп), покажите, пожалуйста, как обтягивается. Обтяните, одним словом
"Делай хорошо. Плохо - само получится" С уважением, Черёмухин Алексей
Сообщение отредактировал struna68 - Пятница, 01.09.2017, 22:05 |
|
| |
struna68 | Дата: Суббота, 02.09.2017, 10:49 | Сообщение # 35 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Хвостовое оперение почти готово. "Почти" - это потому что не сформированы фаски на задних кромках для обеспечения отклонения рулевых поверхностей, и не решен вопрос с расположением и количеством "мяса" под кабанчики. Этот вопрос будем решать по ходу сборки фюзеляжа. Ну и обтяжка, естественно.
В целом, жесткости руля высоты с рейками 5х5 по периметру и сосновой рейкой - соединителем достаточно, всё выглядит ажурно и красиво.
Взвешивание. Каркасы стабилизатора и РВ
"Делай хорошо. Плохо - само получится" С уважением, Черёмухин Алексей
|
|
| |
pml | Дата: Суббота, 02.09.2017, 12:14 | Сообщение # 36 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 677
Статус: Offline
| Цитата struna68 ( ) Задался вопросом. КАК обтягивать центроплан? см. стр. 44 инструкции.. Центроплан съемный... проблем с оклейкой нет...
Я понял куда "камень"... Фотка спорного места ниже ))) Чуть позже выложу фотку оклеенного центроплана..
|
|
| |
pml | Дата: Суббота, 02.09.2017, 12:24 | Сообщение # 37 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 677
Статус: Offline
| Цитата struna68 ( ) Подозреваю, что передней, фанерной частью фюзеляжа после сборки можно будет заколачивать гвозди! Но это же а) планер и б) электрический. Тут нет ДВС с их вибрациями и выхлопом, конструкция должна быть как можно легче и ажурнее. Иначе - таскаем по воздуху нехилый лишний вес с прогнозируемым ухудшением лётных характеристик. И ремонтировать сложно, нет окон, к клеевым швам изнутри не подобраться. Модель единая для разных вариантов исполнения (Электро/ДВС)..
Во избежании путаницы при комплектации наборов "ложим" самый "тяжелый" и прочный вариант (т.к. при возможном отсутствии шасси, на аналогах его нет, посадка будет на "пузо" фюзеляжа, и возможно не всегда в траву, вдруг на кирпич... лишний запас прочности не помешает)...
По поводу "нехилого" возимого веса поспорю.. Этож не блин от штанги возить... ))) При такой площади крыла, возможные лишние 50 гр веса догрузят крыло в лучшем на неск грамм - цифры в пределах погрешности измерений.. Этож не модель для постановки рекордов... Хотя лишний вес это не всегда плохо. Например в планер Лак-12 (максимальная полетная масса с водобалластом......... 650 кг) заливается аш 190-240л (в зависимости от модификации). А это более 25% от MTOW... вот это "нехило"...
А что касается окон - даже не знаю где их "сверлить"
|
|
| |
pml | Дата: Суббота, 02.09.2017, 12:46 | Сообщение # 38 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 677
Статус: Offline
| Цитата struna68 ( ) Сразу напряг узел стыка передней и задней половин. Соединение организовано практически встык, ни "усов" ни накладок нет. А что там напрягаться.. узел отлично собирается и просто "встык"...
Технология сборки половин фюзеляжа описана в инструкции на стр. 11
Аналогичный пример с Сапсана там так и клеится... Можно клеить и так, и так... На любителя...
|
|
| |
struna68 | Дата: Суббота, 02.09.2017, 18:24 | Сообщение # 39 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Цитата Я понял куда "камень"... Сколько толщина корневой нервюры? 3 мм? Да даже если и 5 мм. Проблемы с оклейкой будут. Нужна плоская полка хотя бы 10 мм шириной, чтобы плёнка нормально приклеилась и ,что важно - в дальнейшем нормально держалась Цитата Модель единая для разных вариантов исполнения (Электро/ДВС)..
Во избежании путаницы при комплектации наборов "ложим" самый "тяжелый" и прочный вариант В том-то и ошибка, что единая. Я просто предупреждаю на будущее.
Самый прочный вариант для нас, россиян - это титановый шарик, и то, ломать умудряемся.
Если серьёзно, окон облегчения в панелях фюзеляжа можно навертеть с две трети их площади, без какой - либо потери прочности. Панели и так рассечены вырезами под шпангоуты, так что лишний материал между ними можно легко убирать. Цитата заливается аш 190-240л Для придания определенных полётных свойств планера либо догружают балластом, либо, наоборот, облегчают.
Я лишь указал, что на мой взгляд, в конструкции фюза Тайфуна имеется некоторый перебор, который (пока) не смертелен, и который легко исправим.
Я Вас умоляю, чем легче летательный аппарат, тем меньше разрушений на посадке при встрече с другими объектами. Для забивания гвоздей, колки дров и ломания кирпичей нужны другие инструменты. Как ни удивительно, но модель самолёта (планера итд) есть маленький самолёт (планер) и ему, как и "большому брату" нужна в идеале - подготовленная ВПП, либо хотя бы место, свободное от леса и кирпичей. В общем, что будет дальше, посмотрим. Ориентир у меня есть - "Изик". Кстати, скорость его на посадке приличная, если спойлеронами не пользоваться. Всему виной - его летучесть, не хочет садиться, скользит) Если по пути попадется крепкий стебель или деревце - крыло без передней кромки останется точно. Так что готовить место для полётов, как ни крути - нам, самолётчикам, приходится что в большой авиации что в модельной.
Вот сюда смотрите, его посадка на ледяную ВПП "Наука" (кстати, зимой приглашаю), в замедленном виде, планерок на посадке в безветрие "блинчиком" метров 50 по льду проскакал. По скошенной травке будет да, поменьше - смотря под каким углом "воткнуть".
Тайфун - из его весовой категории. Так что прогнозирую схожую динамику полёта. Только элеронов, из которых можно было б сделать спойлеры и оттормозиться на посадке - у Тайфуна нет.
Насчет склеивания деревяшек между собой - вот наводящая фотка. Такая конфигурация стыка обеспечивает очень прочное соединение, при котором детали позиционируются относительно друг друга автоматически, а щели между склеиваемыми поверхностями отсутствуют.
При нарезании стыкуемых деталей меандром - как нарезаны сейчас боковины Тайфуна сейчас - непроклеи и щели будут обеспечены. Это объективное свойство такого стыка, сколько бы изготовитель не старался. Хотя, вы не любите соединения деталей "на ус", это я уже понял))). Видимо - фирменный стиль.
Впрочем, конструкция передо мной такая, как она есть. Видимо, к такой реализации стыка были какие-то веские причины, о которых я не знаю. Практика покажет.
"Делай хорошо. Плохо - само получится" С уважением, Черёмухин Алексей
Сообщение отредактировал struna68 - Суббота, 02.09.2017, 18:45 |
|
| |
pml | Дата: Суббота, 02.09.2017, 19:49 | Сообщение # 40 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 677
Статус: Offline
| Цитата struna68 ( ) Только элеронов, из которых можно было б сделать спойлеры и оттормозиться на посадке - у Тайфуна нет. Мы Вам потом дадим концевые крылья (они ж съемные) с элеронами на испытание и сравнение с простыми... Собсно как и центроплан с интерцепторами.. Но позже )))
|
|
| |
pml | Дата: Суббота, 02.09.2017, 19:56 | Сообщение # 41 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 677
Статус: Offline
| Цитата struna68 ( ) При нарезании стыкуемых деталей меандром - как нарезаны сейчас боковины Тайфуна сейчас - непроклеи и щели будут обеспечены. Это объективное свойство такого стыка, сколько бы изготовитель не старался. Хотя, вы не любите соединения деталей "на ус", это я уже понял))). Видимо - фирменный стиль. Неа... ))) Я ж написал, что в инструкции четко сказано "подложить" кусочек бальсы... Но !!! Клеить можно и так и так (все вариации все равно не опишешь, но результат в любом случае будет приемлимый)... Проверено электроникой... Алексей, Вы как практик и покажете кто и где заблуждается или нет.. Мы ж делаем наборы чтоб их можно было клеить соплями и на бересте, и чтоб финальный результат радовал "хозяина" своей простотой как АКМ... ))) Никто не запрещает стремиться к идеалу...
|
|
| |
pml | Дата: Суббота, 02.09.2017, 20:15 | Сообщение # 42 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 677
Статус: Offline
| Цитата struna68 ( ) Нужна плоская полка хотя бы 10 мм шириной, чтобы плёнка нормально приклеилась и ,что важно - в дальнейшем нормально держалась Думаю это не проблема.. Если понадобится, введем оклейку бальсовой пластиной цетроплана между 1-й и 2 -й нервюрой... Либо введем доп нервюры... Но вроде пока не отлипает...
|
|
| |
struna68 | Дата: Суббота, 02.09.2017, 23:43 | Сообщение # 43 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Цитата что в инструкции четко сказано "подложить" кусочек бальсы.. В инструкции сказано: "Приклеим боковины задней части фюзеляжа. Чтобы упростить процедуру, возьмите два кусочка тонкой (2 мм) бальсы и вклейте их с внутренней стороны короба фюзеляжа между шпангоутам E и F (вплотную к F)."
Мне лично ничего не понятно из этого текста. Может кто подскажет?
В картинках никаких кусочков бальзы не изображено. Куда их лепить, какие такие там сложности возникают, что процедуру надо упрощать?
И вообще я не о том. Я Вам говорю - меандр, которым Вы нарезали детали, которые должны склеиваться друг с другом - плотного соединения не обеспечивает. По определению. Но я не знаю, может - у Вас были веские основания, чтоб такое соединение организовать... Вы мне отвечаете - "клеить можно и так и так". Разговор слепого с глухим.
Ну и ладно. Бум собирать как есть. Но не соплями на бересте, а как полагается. ПВА, эпоксидка, циакрин, стапель, итд итп. + До простоты АКМ - как до луны пешком пока, не обольщайтесь. Модель сложна. См. хвостовое оперение))))) Еще на подходе центроплан, который, подозреваю, на плоском стапеле запросто не собрать. Зачем так, при чем здесь АКМ? Фишка? Тогда соответствуйте.
По пленке, которая не отлипает. Обтяните. Сколько продержится на торце нервюры? Мало. Типа да, не проблема ввести зашивку пластиной между нервюрами центроплана. Но тут же вылезет, что эта пластина будет торчать из профиля. Сий косяк наблюдался еще при сборке крыла Колибри, при зашивке лобика. Как только вводите зашивку крыла - тут же набор крыла должен учитывать толщину этой зашивки. Вот это - проблема. Ну и плюс вес дополнительный.
Элероны - спойлеры вещ хорошая, но не на крыле с такими ушами. Ушастое крыло - для конкретного тренера, задачей которого является автоматическая стабилизация по крену. Элероны тут малоэффективны, бочку с таким крылом не сделаешь, а рулить вполне можно и хвостом, т.е. РВ и РН. Вообще, как я наблюдаю, полная механизация крыла (элероны, закрылки - спойлеры) наблюдается на планерах с размахом от 2,5 м и больше. Видимо это связано с тем, что при меньшем размахе такое усложнение крыла дает увеличение веса, которое губительно отражается на лётных характеристиках. Или по другим причинам, хз. Но на современных 1,8 м размахом планерах вы увидите только элероны, ничего больше.
"Делай хорошо. Плохо - само получится" С уважением, Черёмухин Алексей
|
|
| |
pml | Дата: Воскресенье, 03.09.2017, 14:52 | Сообщение # 44 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 677
Статус: Offline
| Цитата struna68 ( ) В инструкции сказано: "Приклеим боковины задней части фюзеляжа. Чтобы упростить процедуру, возьмите два кусочка тонкой (2 мм) бальсы и вклейте их с внутренней стороны короба фюзеляжа между шпангоутам E и F (вплотную к F)."Мне лично ничего не понятно из этого текста. Может кто подскажет?
Цитата struna68 ( ) По пленке, которая не отлипает. Обтяните. Сколько продержится на торце нервюры? Мало. Типа да, не проблема ввести зашивку пластиной между нервюрами центроплана. Но тут же вылезет, что эта пластина будет торчать из профиля. Сий косяк наблюдался еще при сборке крыла Колибри, при зашивке лобика. Как только вводите зашивку крыла - тут же набор крыла должен учитывать толщину этой зашивки. Вот это - проблема. Да не проблема это... у нас не отлипала (если хорошая, качественная пленка и наклеена/приварена с соблюдением технологии). Если переживаете что пленка отлипнет, передадим вам (и положим в наборы) 2-е доп нервюры. Они шириной 4мм, и собранные в "пакет" из двух штук дадут площадку 8мм, что вполне хватит для прочной адгезии пленки... И никаких "торчаний" и "выступаний" не будет...
Цитата struna68 ( ) Бум собирать как есть. Но не соплями на бересте, а как полагается. ПВА, эпоксидка, циакрин, стапель, и тд и тп. + До простоты АКМ - как до луны пешком пока, не обольщайтесь. Вообще то это была шутка юмора.. забыл предупредить )))
Цитата struna68 ( ) Я Вам говорю - меандр, которым Вы нарезали детали, которые должны склеиваться друг с другом - плотного соединения не обеспечивает. По определению. Да ну... посмотрите длину клеевого шва... Вкупе с накладками (см первую картинку) хватит "за глаза"...
|
|
| |
struna68 | Дата: Воскресенье, 03.09.2017, 16:02 | Сообщение # 45 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Ну вот, теперь понятно. Значит, всё таки с накладками соединяются боковины. Этой картинки в текущей версии инструкции нету. Есть не очень понятный текст. А вдруг какой иностранец будет собирать?
Всё просто. В инструкцию включается текст типа такого "место стыковки боковин усилить прилагаемыми в комплекте накладками, детали № такие-то (см. рис такой-то)". И соответствующий рисунок. И проблема решена.
Но то, что меандр никогда не даст такого плотного соединения, которое дает зубчатое - убеждён. Какая бы длина шва не была. Щели, перекосы и непроклеи гарантированы. Только на вид всё красиво. А вооруженным взглядом если смотреть - картина будет иной.
Ладно, если есть спецы по дереву на форуме - рассудите. Ну а с накладками можно не волноваться. Не развалится точно.
Поехали дальше.
Начал собирать фюзеляж. Но только в другом порядке, нежели чем по инструкции. Сначала склеил боковины на стапеле, стараясь плотно прижать детали друг у другу. После высыхания швы шлифану по плоскости и приклею накладки, так же на стапеле, придавив грузом или струбцинами. Таким образом стык будет гарантированно прочным. Это ключевой момент при сборке, боковины склеивать "на весу" - не очень.
Начал пристально рассматривать детали, обнаружились косячки. Соединение шпангоутов и боковин в задней части фюзеляжа (шип - паз) - неплотное. Имеются щели, пазы надо резать Уже или бальзу шпангоутов брать толще.
Паз под пластину установки шасси (деталь GR) почти в два раза шире толщины детали. Это очень плохо, в этой зоне гуляют максимальные нагрузки. Видимо, имелась в виду еще одна такая деталь, но ее в комплекте нет. Сделаю вставочки.
Стык днища (деталь К) и боковин выполнен прямым. Лучше бы предусмотреть здесь шипы - пазы, как это сделано на других стыках. Держаться днище будет крепче, противостоя выворачивающим нагрузкам от шасси.
Аккумуляторный отсек.
Тут - основная печаль. Максимальное поперечное сечение аккумулятора, который туда можно поместить - 35 мм по ширине и 27 мм по высоте. Это, например, аккумулятор 3S2200. Вместе с тем, в такой же или близкой емкости так же распространены аккумуляторы другого сечения - 43х18. Такой акк в отсек Тайфуна уже не влезет. Это - неприятный сюрприз, т.к. у меня большая часть акков - такого сечения (широкие и плоские).
Ну использую я такие, так исторически сложилось.
Можно бы сказать - эй, какие проблемы? Мы не обязаны "на каждый чих здравствовать". Типа модель рассчитана именно на такой акк, именно такого размера, покупай такие и летай. Но тогда это должно быть жестко прописано.
А во вторых, аккумулятор аккумулятору рознь, и в желаемом типоразмере удовлетворяющих моделиста акков может просто не быть. Или они могут не устраивать по цене. Или по токоотдаче. Или просто не быть в хозяйстве.
Короче, аккумулятор 35х27 в отсек паркуется, аккумулятор 43х18 - нет
При этом оказалось, что отверстие в шпангоуте A - впритык и пропихнуть сквозь него аккумулятор не получается. Тут следует учитывать, что модельные аккумуляторы могут слегка вздуваться, увеличиваясь в сечении. + на них может быть наклеена липучка. + от экземпляра к экземпляру размеры акков пляшут. Это не бензобак.
Таким образом - единственный способ пропихнуть аккумулятор в отсек при замене - это отправить его туда по вот такой крутой траектории.
Видно, что со всех сторон мешают элементы конструкции, аккумулятор лезет на своё место с трудом. Не факт, что без труда вылезет.
И еще один крайне важный момент. Аккумуляторы не любят контакта с твердыми элементами конструкции, рёбрами и углами. Это, еще раз повторяю - не бензобак ДВС - ки. Это достаточно нежное и механически непрочное изделие. Достаточно дорогое по деньгам и опасное. В случае повреждения банки с пробитием - аккумулятор может полыхнуть так, что от модели и окружающих предметов мало что останется в момент.
Так что аккумуляторы в современных моделях чаще всего кладут на аккумуляторную площадку, на липучку, и притягивают лентами из липучки же. На фото ниже - аккумуляторный отсек пилотажки Sebart Angel 30S
Видно, что аккумулятор можно припарковать туда практически любой, силовые элементы конструкции расположены в километре от него, аккумулятор можно легко снимать - ставить и двигать в поисках оптимальной центровки. Даже при краше вероятность того, что аккумулятор окажется пропорот деталями фюзеляжа - минимальна.
В случае с Тайфуном аккумулятор окружен со всех сторон острыми рёбрами, его некуда двигать и непонятно, как крепить в отсеке, чтоб не болтался и не бился об рёбра фанерных деталей.
"Делай хорошо. Плохо - само получится" С уважением, Черёмухин Алексей
Сообщение отредактировал struna68 - Воскресенье, 03.09.2017, 16:16 |
|
| |